Золотые мысли - Миссия Живые воды

Христианская миссия "Живые воды"
Mission "Wasser des Lebens" e.V. Waters of Life mission
Перейти к контенту

Золотые мысли


ХРИСТОС В ГОСТЯХ У МУЖИКА
Рождественский рассказ
  
Посвящается христианским детям
  
  Настоящий рассказ о том, как сам Христос приходил на Рождество к мужику в гости и чему его выучил, я слышал от одного старого сибиряка, которому это событие было близко известно. Что он мне рассказывал, то я и передам его же словами.
  
* * *
  
  Наше место поселенное, но хорошее,  торговое место. Отец мой в нашу сторону прибыл за крепостное время и  России, а я тут и родился. Имели достатки по своему поло­жению довольные  и теперь не бедствуем. Веру держим про­стую, русскую*. Отец был начитан и меня к чтению приохотил.  Который человек науку любил, тот был мне первый друг, и я готов был за  него в огонь и в воду. И вот послал мне один раз Господь в утешение  приятеля Тимофея Осиповича, про которого я и хочу вам рассказать, как с  ним чудо было.
  
  (* То есть герой принадлежит к староверам.)
   
  Тимофей Осипов прибыл к нам в молодых годах. Мне было тогда восемнадцать лет, а ему, может быть, с чем-нибудь за двадцать. Поведения Тимоша был самого непостыдного. За  что он прибыл по суду на поселение об этом по нашему положению, щадя  человека, не расспрашивают, но слышно было, что его дядя обидел.  Опекуном был в его сиротство да и растратил, или взял, почти все его  наследство. А Тимофей; Осипов за то время был по молодым годам  нетерпеливый, вышла у них с дядей ссора, и ударил он дядю оружием. По милосердию  создателя, грех сего безумия не до конца совер­шился - Тимофей только  ранил дядю в руку насквозь. По молодости Тимофея большего наказания ему  не было, как из первогильдейных купцов сослан он к нам на поселение.
  Именье Тимошино хотя девять частей было  разграбле­но, но, однако, и с десятою частью еще жить было можно. Он у  нас построил дом и стал жить, но в душе у него обида кипела, и долго он  от всех сторонился. Сидел всегда дома, и батрак да батрачка только его и  видели, а дома он все книги читал, и самые божественные. Наконец мы с  ним познако­мились, именно из-за книг, и я начал к нему ходить, а он  меня принимал с охотою. Пришли мы друг другу по сердцу.
  
* * *
  
  Родители мои попервоначалу не очень меня  к нему пус­кали. Он им мудрен казался. Говорили: "Неизвестно, какой он  такой и зачем ото всех прячется. Как бы чему худому не научил". Но я,  быв родительской воле покорен, правду им говорил, отцу и матери, что  ничего худого от Тимофея не слышу, а занимаемся тем, что вместе книжки  читаем и о вере говорим, как по святой воле Божией жить надо, что­бы  образ создателя в себе не уронить и не обесславить. Меня стали пускать к  Тимофею сидеть сколько угодно, и отец мой сам к нему сходил, а потом и  Тимофей Осипов к нам пришел. Увидали мои старики, что он человек  хоро­ший, и полюбили его, и очень стали жалеть, что он часто сумрачный.  Воспомнит свою обиду, или особенно если ему хоть одно слово про дядю его  сказать, весь побледнеет и после ходит смутный и руки опустит. Тогда и читать не хочет,  да и в глазах вместо всегдашней ласки - гнев горит. Честности он был  примерной и умница, а к делам за тоскою своею не брался. Но скуке его  Господь скоро помог: пришла ему по сердцу моя сестра, он на ней женился и  перестал скучать, а начал жить да поживать и добра наживать, и в десять  лет стал у всех в виду как самый капитальный чело­век. Дом вывел, как  хоромы хорошие; всем полно, всего вдоволь и от всех в уважении, и жена добрая, а дети здоровые.  Чего еще надо? Кажется, все прошлое горе позабыть можно, но он, однако,  все-таки помнил свою обиду, и один раз, когда мы с ним вдвоем в тележке  ехали и говорили во всяком благодушии, я его спросил:
  - Как, брат Тимоша, всем ли ты теперь доволен?
  - В каком, спрашивает, это смысле?
  - Имеешь ли все то, чего в своем месте лишился?
  А он сейчас весь побледнел и ни слова не ответил, толь­ко молча лошадью правил. Тогда я извинился.
  - Ты, говорю, брат, меня прости, что я так спросил... Я думал, что лихое давно... минуло и позабылось.
  - Нужды нет, отвечает, что оно давно... минуло - оно минуло, да все-таки помнится...
  Мне его жаль стало, только не с той стороны, что он когда-нибудь больше имел, а что он в таком омрачении: Святое Писание знает и хорошо говорить о вере умеет, а к обиде такую прочную память хранит. Значит, его святое слово не пользует.
  Я и задумался, так как во всем его умнее  себя почитал и от него думал добрым рассуждением пользоваться, а он зло  помнит... Он это заметил и говорит:
  - Что ты теперь думаешь?
  - А так, говорю, думаю что попало.
  - Нет: ты это обо мне думаешь.
  - И о тебе думаю.
  - Что же ты обо мне, как понимаешь?
  - Ты, мол, не сердись, я вот что про тебя подумал. Писание ты знаешь, а сердце твое гневно и Богу не покоряется. Есть ли тебе через это какая польза в Писании?
  Тимофей не осерчал, но только грустно омрачился и лице и отвечает:
  - Ты святое слово проводить не сведущ.
  - Это, говорю, твоя правда, я не сведущ.
  - Не сведущ, говорит, ты и в том, какие на свете обиды есть.
  Я и в этом на его сдание*  согласился, а он стал говорить, что есть таковые оскорбления, коих  стерпеть нельзя, и рассказал мне, что он не за деньги на дядю своего  столь гневен, а за другое, чего забыть нельзя.
  
  (* Сдание - ответ, возражение.)
   
  - Век бы про это молчать хотел, но ныне тебе, гово­рит, как другу моему откроюсь.
  Я говорю:
  - Если это тебе может стать на пользу - откройся.
  И он открыл мне, что дядя смертно огорчил его отца, свел  горем в могилу его мать, оклеветал его самого и при старости своих лет  улестил и угрозами понудил одних людей выдать за него, за старика,  молодую девушку, которую Тимоша с детства любил и всегда себе в жену взять располагал.
  - Разве, говорит, все это можно простить? Я его в жизнь не прощу.
  - Ну да, отвечаю, обида твоя велика, это правда, а что Святое Писание тебя не пользует, и то не ложь.
  А он мне опять напоминает, что я слабже  его в Писании, и начинает доводить, как в Ветхом Завете святые мужи сами  беззаконников не щадили* и даже своими руками зак­лали. Хотел он, бедняк, этим совесть свою передо мной оп­равдать.
  
  (* См.: Евангелие. Деяния Святых апостолов, 2:23.)
   
  А я по простоте своей ответил ему просто.
  - Тимоша, говорю, ты умник, ты  начитан и все знаешь, и я против тебя по Писанию отвечать не могу. Я что  и читал, откроюсь тебе, не все разумею, поелику я человек грешный и ум  имею тесный. Однако скажу тебе: в Ветхом Завете все ветхое и как-то  рябит в уме двойственно, а в Но­вом - яснее стоит. Там надо всем  блистает. "Возлюби, да прости"*,  и это всего дороже, как злат ключ, который вся­кий замок открывает. А в  чем же прощать, неужели в некоей малой провинности, а не в самой  большой вине?
  
  (* См.: Евангелие от Матфея, 5:44.)
   
  Он молчит.
  Тогда я положил в уме: "Господи! Не  угодно ли воле Тво­ей через меня сказать слово душе брата моего?" И  говорю, как Христа били, обижали, заплевали и так учредили, что одному  Ему нигде места не было, а Он всех простил.
  - Последуй, говорю, лучше сему, а не отомстительному обычаю.
  А он пошел приводить большие толкования, как кто писал, что иное простить яко бы все равно что зло приумно­жить.
  Я на это упровергать не мог, но сказал только:
  - Я то, опасаюсь, что "многие книги безумным тя тво­рят"*. Ты, говорю, ополчись на себя. Пока ты зло помнишь зло живо, а пусть оно умрет, тогда и душа твоя в покос жить станет.
  
  (* Цитата из Библии в древнерусском переводе (Екклезиаст, 12:12).)
   
  Тимофей выслушал меня и сильно сжал мне руку, но обширно говорить не стал, а сказал кратко:
  - Не могу, оставь - мне тяжело.
  Я оставил. Знал, что у него болит, и  молчал, а время шло, и убыло еще шесть лет, и во все это время я за ним  наблюдал и видел, что все он страдает и что если пустить его на всю  свободу да если он достигнет где-нибудь своего дядю, забудет он все Писание и поработает сатане мстительному.  Но в сердце своем я был покоен, потому что ви­делся мне тут перст  божий. Стал уже он помалу показывать­ся, ну так, верно, и всю руку увидим. Спасет Господь моего друга от греха гнева. Но произошло это весьма удивительно.
  
* * *
  
  Теперь Тимофей был у нас в ссылке шестнадцатый год, и прошло уже пятнадцать лет, как он женат. Было ему, стало быть,  лет тридцать семь или восемь, и имел он трех детей и жил прекрасно.  Любил он особенно цветы розаны и имел их у себя много и на окнах, и в  палисаднике. Все место пе­ред домом было розанами покрыто, и через их  запах был весь дом в благовонии.
  И была у Тимофея такая привычка, что, как близится солнце к закату, он непременно выходил в свой садик и сам охорашивал свои розаны и читал на скамеечке книгу. Боль­ше, сколь мне известно, и то было, что он тут часто молился.
  Таким точно порядком пришел он раз сюда и взял с собою Евангелие. Пооглядел розаны, а потом присел, раскрыл книгу и стал читать. Читает, как Христос пришел в гости к фарисею* и Ему не подали даже воды, чтобы омыть ноги. И стало Тимофею нестерпимо обидно за Господа и жаль Его. Так жаль,  что он заплакал о том, как этот богатый хозяин обошелся со святым  гостем. Вот тут в эту самую минуту и случилося чуду начало, о котором  Тимоша мне так говорил:
  - Гляжу, говорит, вокруг себя и думаю: какое у меня всего изобилие и довольство, а Господь мой ходил в такой ценности и унижении... И наполнились все глаза мои слезами  и никак их сморгнуть не могу; и все вокруг меня стало розовое, даже  самые мои слезы. Так, вроде забытья или обморока, и воскликнул я:  "Господи! Если б ты ко мне при­шел - я бы тебе и себя самого отдал".
   
  (* См.: Евангелие от Луки, 7: 36,44.)
   
  А ему вдруг в ответ откуда-то, как в ветерке в розовом, дохнуло:
  - Приду!
  
  
  Тимофей с трепетом прибежал ко мне и спрашивает:
  - Как ты об этом понимаешь: неужели Господь ко мне может в гости прийти?
  Я отвечаю:
  - Это, брат, сверх моего понимания. Как об этом, мож­но ли что усмотреть в Писании?
  А Тимофей говорит:
  В Писании есть: "Все тот же Христос ныне и вовеки"*, я не смею не верить.  
  
  (* Евангелие. Послание к евреям Святого апостола Павла.)
   
  - Что же, говорю, и верь.
  - Я велю что день на столе ему прибор ставить. Я плечами пожал и отвечаю:
  - Ты меня не спрашивай, смотри сам  лучшее, что к его воле быть может угодное, а впрочем, я и в приборе ему  оби­ды не считаю, но только не гордо ли это?
  - Сказано, говорит, "сей грешники приемлет и с мытарями ест"*.
  
  (* См.: Евангелие от Матфея, 9 : 11, от Марка, 2 : 16, от Луки, 5:30.)
  
  - А и то, отвечаю, сказано: "Господи! Я не достоин, чтобы ты взошел в дом мой"*. Мне и это нравится.
  
  (* Евангелие от Матфея, 8: 8.)
   
  Тимофей говорит: Ты не знаешь.
  - Хорошо, будь по-твоему.
  
* * *
  
  Тимофей велел жене с другого же дня ставить за столом лишнее место. Как садятся они за стол пять человек -  он, да жена, да трое ребятишек, всегда у них шестое место и конце стола почетное, и перед ним большое кресло.
  Жена любопытствовала: что это, к чему и для кого? Но Тимофей ей не все открывал. Жене и другим он говорил только, что так надо по его душевному обещанию "для первого гостя", а настоящего, кроме его да меня, никто не знал.
  Ждал Тимофей Спасителя на другой день  после слова и розовом садике, ждал в третий день, потом в первое  вос­кресенье, но ожидания эти были без исполнения. Долгодневны  и еще были его ожидания: на всякий праздник Ти­мофей все ждал Христа в  гости и истомился тревогою, но не ослабевал в уповании, что Господь свое  обещание сдер­жит - придет. Открыл мне Тимофей так, что "всякий день, говорит, я молю: "Ей, гряди, Господи!"  и ожидаю, но не слышу желанного ответа: "Ей, гряду скоро!""*
  
  (* Евангелие. Откровение Святого Иоанна Богослова, 22:20.)
  
   
  Разум мой недоумевал, что отвечать  Тимофею, и часто я думал, что друг мой загордел и теперь за то путается в  напрасном обольщении. Однако Божие смотрение о том было иначе.
  
* * *
  
  Наступило Христово Рождество. Стояла лютая зима. Тимофей приходит ко мне на сочельник и говорит:
  - Брат любезный, завтра я дождусь Господа.
  Я к этим речам давно был безответен, и тут только спросил:
  - Какое же ты имеешь в этом уверение?
  - Ныне, отвечает, только я помолил: "Ей, гряди, Господи!" как вся душа во мне всколыхнулася и в ней словно трубой вострубило: "Ей, гряду скоро!" Завтра его святое Рождество и не в сей ли день он пожалует? Приди ко мне со всеми родными, а то душа моя страхом трепещет.
  Я говорю:
  - Тимоша! Знаешь ты, что я ни о чем  этом судить не умею и Господа видеть не ожидаю, потому что я муж  грешник, но ты нам свой человек - мы к тебе придем. А ты если уповательно ждешь столь великого гостя, зови не своих друзей, а сделай ему угодное товарищество.
  - Понимаю, отвечает, и сейчас  пошлю услужаю­щих у меня и сына моего обойти села и звать всех ссыль­ных, кто в нужде и в бедствии. Явит Господь дивную ми­лость, пожалует,  так встретит все по заповеди.
  Мне и это слово его тоже не нравилось.
  - Тимофей, говорю, кто может  учредить все по за­поведи? Одно не разумеешь, другое забудешь, а третье  ис­полнить не можешь. Однако если все это столь сильно "тру­бит" в душе  твоей, то да будет так, как тебе открывается. Если Господь придет, он  все, чего недостанет, пополнит, и если ты кого ему надо забудешь, он  недостающего и сам приведет.
  
  
  Пришли мы в Рождество к Тимофею всей семьей, по­позже, как ходят на званый стол. Так он звал, чтобы всех дождаться. Застали большие хоромы его полны людей вся­кого нашенского, сибирского, засыльного роду. Мужчины и женщины и детское поколение, всякого звания и из разных  мест, и российские, и поляки, и чухонской веры. Ти­мофей собрал всех  бедных поселенцев, которые еще с при­бытия не оправились на своем  хозяйстве. Столы большие, крыты скатертями и всем, чем надобно. Батрачки  бегают, квасы и чаши с пирогами расставляют. А на дворе уже смеркалося,  да и ждать больше было некого: все послы домой возвратилися и гостям  неоткуда больше быть, потому что на дворе поднялась мятель и вьюга, как  светопреставление.
  Одного только гостя нет и нет - который всех дороже.
  Надо было уже и огни зажигать да и за  стол садиться, потому что совсем темно понадвинуло, и все мы ждем в  сумраке при одном малом свете от лампад перед иконами.
  Тимофей ходил и сидел, и был, видно, в  тяжкой тревоге. Все упование его поколебалось: теперь уже видное дело,  что не бывать "великому гостю".
  Прошла еще минута, и Тимофей вздохнул, взглянул на меня с унылостью и говорит:
  - Ну, брат милый, вижу я, что либо  угодно Господу ос­тавить меня в посмеянии, либо прав ты: не умел я  собрать всех, кого надо, чтоб его встретить. Будь о всем воля Божия:  помолимся и сядем за стол.
  Я отвечаю:
  - Читай молитву.
  Он стал перед иконою и вслух зачитал: "Отче наш, иже еси на небеси", а потом: "Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите*, Христос на земли..."
  
  (* Срящите - встречайте.)
   
  И только он это слово вымолвил, как внезапно что-то так страшно ударило со двора в стену, что даже все зашаталось, а потом сразу же прошумел шум по широким сеням, и вдруг двери в горницу сами вскрылися настежь.
  
* * *
  
  Все люди, сколько тут было, в  неописанном страхе ша­рахнулись в один угол, а многие упали, и только  кои всех смелее на двери смотрели. А в двери на пороге стоял  ста­рый-престарый старик, весь в худом рубище, дрожит и, что­бы не  упасть, обеими руками за притолки держится; а из-за него  из сеней, где темно было, неописанный розовый свет светит, и через  плечо старика вперед в хоромину выхо­дит белая, как из снега, рука, и в  ней длинная глиняная плошка  с огнем такая, как на беседе Никодима пишет­ся... Ветер с вьюгой с  надворья рвет, а огня не колышет... И светит этот огонь старику в лицо и  на руку, а на руке в глаза бросается заросший старый шрам, весь побелел  от стужи.
  Тимофей как увидал это, вскричал:
  - Господи! Вижду и приму его во имя твое, а ты сам не входи  ко мне: я человек злой и грешный. Да с этим и поклонился лицом до  земли. А с ним и я упал на землю от радости, что его настоящей  христианской покорностью тронуло; и воскликнул всем вслух:
  - Вонмем*: Христос среди нас!
   
  (* Вонмем -- слушайте (буквально: восслушаем).)
   
  А все отвечали:
  - Аминь, то есть истинно.
  
* * *
  
  Тут внесли огонь; я и Тимофей восклонились от полу, а белой руки уже не видать, только один старик остался.
  Тимофей встал, взял его за обе руки и посадил на первое место. А кто он был, этот старик, может быть, вы и сами догадаетесь: это был враг Тимофея  - дядя, который всего его разорил. В кратких словах он сказал, что все  у него про­шло прахом: и семьи, и богатства он лишился, и ходил дав­но,  чтобы отыскать племянника и просить у него проще­ния. И жаждал он  этого, и боялся Тимофеева гнева, а в эту мятель сбился с пути и,  замерзая, чаял смерти единой.
  - Но вдруг, говорит, кто-то неведомый осиял  меня и сказал: "Иди, согрейся на моем месте и поешь из моей чаши", взял  меня за обе руки, и я стал здесь, сам не знаю отколе.
  А Тимофей при всех отвечал:
  - Я, дядя, твоего провожатого ведаю: это Господь, кото­рый сказал: "Аще алчет враг твой - ухлеби его, аще жаждет - напой его"*. Сядь у меня на первом месте - ешь и пей во славу его, и будь в дому моем во всей воле до конца жизни.
   
  (* Евангелие. Послание к римлянам Святого апостола Павла, 12:20.)
   
  С той поры старик так и остался у Тимофея и, умирая, благословил его, а Тимофей стал навсегда мирен в сердце своем.
  
* * *
  
  Так научен был мужик устроить в сердце  своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце может быть  такими яслями, если оно исполнило заповедь: "Любите врагов ваших,  благотворите обидевшим вас"*. Христос при­дет в это сердце, как в убранную горницу, и сотворит себе там обитель.
  
  (* Из заповедей Христа, обращенных к апостолам и народу Иудеи (Евангелие от Матфея, 5:44, и от Луки, 6:27).)
Ей, гряди, Господи; ей, гряди скоро!
  1881


Почему люди тратят треть жизни на разглядывание
«голубого экрана»?


Пожиратель времени. Голубой экран» в наше время есть в каждой квартире. Часто даже не один. Целые семьи проводят около него все свое свободное время. Почему люди тратят треть жизни на разглядывание «голубого экрана»? Старинная фраза «Хлеба или зрелищ!» приобрела в наше время зловещее значение. От голода в странах, с умилением называемых «цивилизованными», уже не умирают. Население предпочитает не выбирать между хлебом и зрелищами. Пульт дистанционного управления, еда и диван – самая популярная форма современного досуга. Телевизор сродни наркотику. Остановиться невозможно: сериал, потом новости, а за ними кинофильм. Время летит незаметно. Так же незаметно поглощается вредная пища. Глядя в телевизор, люди едят, не замечая ни качества, ни количества поглощаемой пищи. Среднестатистический житель страны приходит с работы в 18 часов и сразу включает телевизор на кухне, выключая его только после полуночи. В выходные и праздники телевизор в некоторых домах работает сутками. Уже подсчитано, что люди проводят у телевизора ТРЕТЬ своей жизни! И при этом постоянно жалуются на нехватку времени.

Похититель здоровья. Сейчас модно быть здоровым и спортивным. При этом герои сериалов ведут нездоровый образ жизни: курят, пьют и даже употребляют наркотики. Так на подсознательном уровне закладывается идея о том, что забота о здоровье не обязательна.

Утраченные ценности. Мало кто задумывается о том, что телевизор не может отражать реальную жизнь. Чтобы придать сюжету захватывающую линию, авторы сценариев прибегают к неожиданным поворотам в судьбе героев. В реальной жизни многим людям не хватает ярких ощущений. Но вместо того, чтобы сделать собственную жизнь интересной и захватывающей, люди следят за чужой жизнью, сетуя на то, что их судьба не удалась. Когда герой сериала добивается успеха, часто создается иллюзия того, что сам человек не предпринимал никаких усилий и все получил «просто так». Иллюзии создают и разного рода «звездные истории». Раскрутка каждого «персонажа» обычно продумана до мелочей. Но любители подглядывать в замочную скважину об этом не задумываются. Некоторые телезрители начинают сравнивать своих детей или супругов с телевизионными персонажами. Ведь на экране положительный герой часто не имеет недостатков. Поиски «идеального» партнера, похожего на героя из сериала, заканчиваются конфликтами и одиночеством.

Добровольное одиночество. Одиночество – это плохо. Но ведь и телевизор запирает зрителя в четырех стенах. Причем «затворниками» люди становятся вполне добровольно и осознанно. Некоторые отключают телефон, чтобы «пообщаться» с телевизором. В современном обществе телевизор заменил многим людям все формы досуга. Куда отправляют родители детей, когда им неохота решать их проблемы? К телевизору! Маленького ребенка можно надолго «зафиксировать» перед светящимся экраном. Так телевизор заменяет ребенку маму, папу, игры, книги, физическую активность, прогулки и друзей.

Искаженная реальность. Поток данных с экрана специальным образом обрабатывается. Он на бессознательном уровне навязывает людям определенные ценности. Спросите телемана — для чего он ежедневно смотрит новости? Он ответит, что хочет быть в курсе того, что происходит в мире. В каком мире? По телевизору постоянно рассказывают о войне, смерти, катастрофах, несчастьях, стихийных бедствиях…. На одну положительную новость приходится до 7 отрицательных. Такой поток негатива вреден для здоровья. И для чего нужно знать о том, что происходит в Африке, если не видишь, что происходит в собственном доме? Язык телевидения — это «картинка» и звук. Они воспринимаются правым полушарием, которое заведует подсознанием. Телевизионная реальность изменяет его, вызывая зависимость, навязывая стереотипы поведения и мышления.

Портрет телемана. Телеманы бывают разными. Одни смотрят бесконечные сериалы. Другие ищут «познавательные» программы. Третьих не оттащить от криминальной хроники. Есть фанаты ток-шоу и любители телевикторин. Самые зависимые не выключают телевизор ни днем ни ночью. Он работает постоянно, «для фона». При этом люди могут параллельно заниматься еще чем-то. Хуже всего, когда человек становится «заппингоманом» и без конца переключает телеканалы, посылая в свой мозг кашуиз образов и звуков. Эти люди часто не могут вспомнить, что они смотрели, хотя проводят у телевизора сутки. Любители сериалов, напротив, часто помнят все его подробности. И считают события вполне правдоподобными

Сериальные страсти? Многие люди уверены, что сериалы довольно точно отражают действительность. Однако это вовсе не так. Герои телесериалов слишком часто теряют детей, гибнут от несчастных случаев, болеют, подвергаются нападениям или погибают. По данным исследований более 4% героинь современных сериалов умирают во время родов. На самом деле уже в 1847-1848 годах, после того, как доктор Зиммельвейс ввел практику мытья рук врачами перед приемом родов, смертность матерей в родильных домах сократилась до 2,5%! В 19 веке в Московском родильном доме им. Абрикосовой смертность матерей и младенцев была меньше 1%. А в наше время гибель ребенка во время родов составляет менее половины процента и происходит только при такой патологии, при которой ранее до родов дело вообще не доходило. Итак, до реального отображения событий сериалам далеко. Некоторые люди настолько зомбируются сериалами и новостями, что переносят телесобытия в собственную жизнь. Или наоборот, уходят в сериал полностью, забывая о реальной жизни.

Уходя уходим… Телевизор — удобное средство для того, чтобы не заниматься реальными проблемами своей жизни. Женщину могут не устраивать отношения с мужем или с детьми. Но она просто уходит… в телевизор. То же самое можно сказать и про мужчин — лежа перед телевизором, можно не замечать того, что рушится их брак или бизнес. Телевизор — это удобное средство психологической защиты — определенный стереотип поведения, предохраняющий от психологических неприятностей. Глядя на экран можно забыть о существовании проблемы и о необходимости ее решать. Но проблема никуда не уйдет. Рано или поздно решение принимать придется. Или его кто-то примет без вас. И оно вас может не устроить. А виноват будет… телевизор.

Насколько сильно я влип? Многие люди при отказе от просмотра телевизора испытывают самую на­стоящую психологическую «ломку». Они испытывают боль в самых разных частях тела. Они не находят себе места, не знают куда пойти и чем себя занять. Телевизор подчинил себе их психику. Чтобы понять, на­сколько сильно лично вы зависите от телевизора, попробуйте отказаться от его просмотра. Сколько времени вы сможете не подходить к нему вообще? День? А два? А неделю? А месяц? Сможете не смотреть его вообще? Возможно, что вам придется потратить какое-то время на поиск интересного занятия в качестве альтернативы телевизору. Но ведь ваша жизнь того стоит.

По материалам сайта Medee

Доброе Слово Женщинам

Чарльз Сперджен

В последней главе мы остановились на хорошей женщине; так как эти слова обещают надлежащий прием, то давайте остановимся здесь на некоторое время и погрузим наше перо в более тонкие чернила. Когда приходится писать о таком нежном предмете, то необходимо запастись самым тонким обхождением.

Просто удивительно, как много старых пословиц направлены против женщин; их приходится два десятка на дюжину других. С давних пор мужчины впадали в грубый тон, говоря о своих женах. Некоторые из этих пословиц прямо-таки ужасны; вот вам пример: «Всякий муж своей жене два раза рад: раз - в день свадьбы, а другой - в день ее похорон»; или же другая, такая же грешная, как и первая: «Кто потерял жену и копейку, тот потерял всего лишь копейку».

Я вспоминаю старинную песенку про человека, который предпочитал быть повешенным, чем жениться; она показывает, насколько обычны были насмешки над брачной жизнью. Собственно говоря, даже не следовало бы печатать ее; вот эта песня, насколько я помню:

На место казни молодца таскали
Повесить, осудив за темные дела.
Откуда ни возьмись, повозку задержали
Прибывшие верхами вестники царя.

Скажите этому злодею, так речь один держал:
Что, если жизнь свою жалеет,
Пускай жениться не робеет,
Пусть к алтарю спешит! так царь сказал. -

Но, диво дивное, преступник отвечает:
Теперь назад, когда кругом толпа
Нетерпеливо зрелищ ожидает?
Притом жениться? никогда!

Это грубое стихотворение вовсе не доказывает что женщины плохи, а лишь то, что их мужья негодны, иначе они не могли бы так клеветать на своих жен. Гнилая ветвь первая ломается, и надо полагать, что именно мужская половина хуже женской, так как она-то и создала эти отвратительные пословицы. Несомненно, были на свете плохие женщины, оправдывавшие существование плохих пословиц. Но зато как много тысяч было истинных помощниц, стоивших больше, чем их вес в золоте. В Писании порицаются лишь жена Иова и Иезавель, но зато восхваляются бесчисленные Сарры и Ревекки. Я согласен с царем Соломоном, что, кто женится, тот избирает благую часть. Если в лавочку попадает фальшивая монета, то все соседи узнают про это, но зато никто не услышит про сотни хороших. Хорошая женщина не поднимает вокруг себя шума, тогда как дурная баба становится известной во всей волости. Смело можно сказать, что женщины почти ангельские натуры и чересчур хороши для доброй половины теперешних мужчин.

В пользу женщин говорит то, что мало найдете старых пословиц, направленных против мужчин, хотя в данном случае то, что годится для гусыни, должно бы годиться и для гусака; ведь, кобыла имеет такое же право лягаться, как и жеребец. Им приходится прощать многое, иначе им слишком часто приходилось бы жаловаться на мужские поступки. Они, пожалуй, чересчур болтливы, но, как колокольчики, так и красавицы обладают легко подвижными язычками. При этом они вовсе уже не такие плохие, как их изображают, иначе давно отомстили бы за всю напраслину, которую на них наводят; если же они немного властны, то все же не настолько, чтобы лишить мужей свободы слова, даже если эта свобода направлена против них. Верная жена - это лучшая половина мужа, его утешение, его венец, его ангел-хранитель, сокровище его сердца. Он говорит ей: «В тебе самое большое счастье. В тебе - мое утешение. Тобой занят мой ум. Божье благословение подарило тебя мне». В ее обществе он находит небеса на земле; она - свет его дома, радость его души и душа его радости на этом свете. Какую бы Бог ни послал ему судьбу, он богат до тех пор, пока она жива. Ребро - лучшая часть его тела.

Лишь тот, кому жена досталась
Любвеобильная, тот в переменах жизни
С приподнятой главой стоит, не колеблясь.
Зато двойную горечь пьет жены капризной
Муж, во дверь которого рука утехи не стучалась.

Если муж хорош, то и жена хорошая. Некоторые мужчины не умеют жить ни с женщинами, ни без женщин; они чувствуют себя плохо в печальном одиночестве, если же женятся, то делают свою семью несчастной; они похожи на собаку моего соседа, которая кусается на свободе и воет на привязи. Счастливые холостяки превращаются большею частью в счастливых супругов, а эти последние - самые счастливые люди в мире; хорошо подобранные супруги с радостью несут вдвоем бремя жизни. Они напоминают пару райских птиц. Их горе - вдвое слабее, а радости - вдвое сильнее, чем у других; это у них называется тонкой арифметикой. Груз забот легко катится вперед; если же тяжел или на пути встречается препятствие, то взаимная любовь только усиливается и побеждает. Если супружество расходится, то обычно виноваты обе стороны, причем вина с каждой стороны бывает почти одинаковой. Если семья разрушается, то это по вине и жены, и мужа. Мужа можно в этом винить так же часто, или еще чаще, нежели жену. Если муж не желает быть сладким дома, то разве можно удивляться тому, что жена смотрит кисло? Недостаток хлеба изгоняет нежность; голодные собаки часто грызутся между собою. Бедность обычно вносится а дом мужем, так как жена реже зарабатывает на содержание семьи. Один муж подарил жене кольцо с надписью: «Если кто не хочет трудиться, тот и не должен есть». Это было бесчеловечно. Не обязанность жены доставлять средства для содержания дома; она должна лишь следить за тем, чтобы они тратились с пользою и не напрасно; поэтому, повторяю, не ее вина, если средств мало. Она не добывает хлеб, а лишь приготовляет его. Она зарабатывает дома больше, чем мог бы дать всякий ее заработок вне дома. Ведь не жена прокуривает и пропивает жалованье в трактире. Изредка можно увидеть пьяную женщину, это отвратительная картина, но в 99-ти случаях из ста именно муж возвращается домой пьяным и истязает детей - и очень редко делает это жена. Часто бранят женщин за то, что они любят смотреться в зеркало, но это далеко не так опасно, как те стаканы, в которые заглядывают мужчины и в которых они топят свой и без того слабый рассудок. Жены не просиживают вечерами в кабаках; они работают и возятся с детьми дома; поглядывая на часы (если таковые имеются) и ожидая, когда их господин и повелитель соизволит вернуться, они заливаются слезами от долгого ожидания. Я удивляюсь, что они до сих пор не забастовали. Некоторые из них доведены до такого истощения, как жук на булавке или мышь в пасти у кошки. Они должны ухаживать за больной дочерью, мыть запачкавшегося сына, переносить крики и шум детей, тогда как их повелитель надевает шляпу, закуривает трубку и уходит искать себе развлечения; возвращаясь, когда ему вздумается, он упрекает жену за то, что ему не приготовлен вкусным ужин. Как может он ожидать, что его будут кормить до отвала, если так мало приносит денег домой в субботу ночью и так много тратит на выпивку. Я утверждаю и знаю, что говорю правду: не было бы сварливых жен, если бы в семьях не было грубияна и пьяницы мужа. Негодники, ни на что не способные, пьют до положения риз, а затем набрасываются на своих работниц за то, что они не могут дать им больше денег для пьянства. Не пробуйте возражать мне, я это утверждаю и могу доказать, что жена часто по необходимости должна сердиться, когда она не может удержать дом в порядке, несмотря на все свое трудолюбие и бережливость, ибо муж ей мешает. Каждый из нас был бы недоволен, если бы ему пришлось делать кирпич без глины, вскипятить воду без огня и уплатить музыканту из пустого кошелька. Что может она вынуть из печки, если у нее нет ни муки, ни теста? Плохие мужья, вы - отъявленные негодяи, и, по справедливости, вас бы следовало повесить. Тогда, быть может, исправились бы остальные.

Говорят, что муж из соломы стоит столько же, сколько жена из золота, но я не согласен с этим, в данном случае старинная пословица врет, потому что безвольный муж стоит не больше, чем безвольная жена. У разумного мужа обычно бывает ласковая жена и, где сердца дружны, там обитает радость. Дружные сердца разделит лишь могила. Супружество бывает счастьем, но бывает и горем; если это так, то виноваты бывают, как мужчины, так и женщины. Медовый месяц никогда не должен кончаться; если же это случается, так виноват в этом очень часто муж, который поел весь мед и оставил одни воспоминания; если же оба вносят свою долю меда в общую жизнь, то, на взирая на недоразумения, долгая и дружная жизнь им обеспечена. Если муж ходит с лицом исцарапанным, то или он получил недостойную жену, или она имеет плохого мужа. Если муж не умеет обезопасить свою физиономию, то, видно, - он очень неумен. Меня не особенно трогают мужские страдания и я сохраняю мое сожаление для женщин. Женщина наверно приносит большие жертвы ради домашнего мира. Всякой селедке приходится висеть на собственном гвозде, и всякий должен нести свою долю ответственности за домашние ссоры, но я не могу терпеть, чтобы вся вина приписывалась женщинам. Есть ложь, которая всеми повторяется: говорят, что если блюдо разбилось, то это сделала кошка, и если случилось зло, то всегда - от женщины. Всякое следствие имеет свою причину, но не всегда причиною домашних недоразумений является хозяйка. Нет сомнения, что у многих женщин языки длинные, но поэтому еще более жалко, что мужья их приводят в движение; что же касается их болтливости, то загляните только в трактир, когда гости уже подвыпили, и пусть меня не зовут Иваном, если какая-либо женщина в мире может наговорить столько бессмыслицы, сколько мужчины.

Когда я дошел до этого места, то вмешался наш проповедник и сказал: «Иван, тебе трудно справиться с столь мудрым предметом; я дам тебе редкостную, старинную книгу, которая поможет тебе справиться с задачей». Я поблагодарил его сердечно, говоря, что маленькая помощь полезнее большого порицания. Он прислал мне книгу Виллиама Сиккера «Брачное кольцо», и, надо сказать, что Сиккер был, как видно, действительно умницей. Я не могу не привести несколько его мудрых мыслей; они очень доступны и легко запоминаются.

Сиккер сказал: «Имеешь ли ты мягкое сердце? Если да, то оно смягчено Богом». «Есть ли у тебя нежная жена? - Она дана тебе Богом». У евреев была поговорка: «Тот не мужчина, у кого нет жены». «Как бы ни был хорош одинокий человек, но все же не хорошо, что он одинок». «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше». «Жена, хотя и не является совершенством, все же представляет собою благое даяние, луч, ниспосланный солнцем божественной милости. Как счастлива чета, у которой Христос присутствует на брачном пире. Пусть в ваших глазах будут оправданы хотя бы те женщины, которые оправданы Богом. Мужья должны простереть плащ любви над недостатками своих жен. Не туши свечи из-за того, что на ней появляется нагар. Супруги должны побуждать друг друга к взаимной любви и любить друг друга, наперекор всяким посторонним влияниям. Древо любви должно вырасти среди семьи, как древо жизни произросло в раю. Хорошие слуги могут считаться счастьем; хорошие дети - большое счастье, но хорошая жена - несомненно - величайшее счастье; такой помощницы ищет тот, кто в ней нуждается; о такой вздыхает тот, кто ее потерял; и такой восхищается тот, кто ее имеет».

Однако, возвратимся от высоких рассуждений к моим простым мыслям. Я хотел бы добавить несколько слов, подсказанных моим собственным опытом в этом вопросе, и на этом закончить.

Опыт с моей первой женой, которая, как я верю, будет также моей последней, создает у меня представление о браке, как о дороге, идущей из рая и ведущей в рай. До женитьбы я никогда не был даже на половину таким счастливым человеком, как сейчас. Настоящее счастье приходит лишь после брака. Я не сомневаюсь в том, что при наличии большой любви есть и предмет, достойный любви, а там, где любви нет, - находится множество недостатков. Если бы на свете была хотя бы одна хорошая женщина, я желал бы быть ее мужем и быть им, как можно дольше. Если добрая душа может примениться ко мне, я наверно не оттолкну ее от себя.

Если бы я не был женат и встретил подходящую супругу, я был бы женат завтра утром. Что думаете вы об этом? Быть может, кто-нибудь скажет: «Если ты овдовеешь, то сейчас же женишься вторично». Да, если я сделал бы так, то что могло бы лучше показать, что я был счастлив с первою женою? Я не буду говорить, как некоторые другие, что женюсь для того, чтобы кто-нибудь мог смотреть за моими детьми; я женюсь, чтобы иметь жену, которая смотрела бы за мною. Я - общительная душа и не могу хозяйничать один. Один муж, женясь в четвертый раз, приказал вырезать на своем обручальном кольце: «Если переживу, женюсь в пятый раз». Вот настоящий Синяя Борода! Супружества благословляются Богом: брак сам по себе хорош, но есть безумцы, превращающие пищу в яд и благословение в проклятие. Безумец говорит: «Это хорошая веревка, я повешусь на ней». Муж, который просил жены у Бога и женился на ней, ради ее характера, а не ради смазливого ее личика, тот может ожидать, что его выбор окажется счастливым. Кто объединяет свою любовь с Божьей помощью, кто просит у Бога любви и любит молиться, те могут не опасаться, что любовь и радость их быстро покинут.

Кто уважает свою жену, тот убедится, что и она его уважает. Какой мерой мерите, той же мерой отмерится и вам, мерой доброй, утрясенной, нагнетенной и переполненной. Кто советуется со своей женой, тот имеет хорошего советника. Я слышал, как наш проповедник говаривал: «женский инстинкт часто бывает вернее мужского рассудка»; они сразу вникают в суть вопроса и мгновенно постигают все. Говорите, что хотите, о советах вашей жены, но большею частью вы пожалеете, если поступите вопреки им. Кто плохо отзывается о женщине, тот должен вспомнить грудь, вскормившую его - и устыдиться. Следует сечь того, кто плохо обращается со своей женою. Попадись мне такой, я не пожалел бы палки.

Мир у видящих Господа

“Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое” (Лк.2:29-30)

В Дитяти, которого Иосиф и Мария принесли в храм, многие видели обычного младенца, а старец Симеон, в Нём увидел Божье спасение для мира. У этого праведника были совсем другие очи, чем у всех остальных.

На наше зрение, на то что мы видим, влияет наше духовное состояние. Симеон во Младенце увидел Господа и Спасителя, потому что он был особым человеком: “…Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем” (Лк.2:25).

Если наше сердце полно зависти, недовольства, обид, подозрительности, и тому подобное, то и видеть мы будем соответственно. Такая душа придя на служение, там где Господь, не увидит Его. Для множества людей находящихся в храме, этот особый Младенец, был всего лишь очередным малышом, которого родители принесли для совершения обряда. Он никак не заинтересовал их, и уж тем более они не видели в Нём Божье избавление.

Праздник, который по доброй традиции, мы называем сретение (что значит встреча), призывает нас к тому чтобы нам проверить своё сердце. Когда мы встречаемся с Господом, то кто Он для нас? Для Симеона, Иисус Христос есть Божье спасение, которое Бог приготовил для спасения всего человечества.

Симеон с миром ушёл в вечность, ибо он увидел Господа. Когда мы правильно видим, когда мы имеем встречу с нашим Господом, тогда мир Божий наполняет нас. Повстречавшись со Христом, мы прославляем и возвеличиваем нашего Владыку, нашего Бога, Который во Христе приготовил спасение миру.

Да будет благодать и милость Божия со всеми возлюбившими явление Его!
С уважением и любовью ко всем святым и верным,
Вениамин Пинкевич.

"НЕ БУДЬ ПОБЕЖДЁН ЗЛОМ, НО ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ..." (Рим. 12:21)
УРОКИ ЖИЗНИ ИЗ МАРШРУТКИ.

...Его мама безучастно смотрела в окно, не реагировала. А он дергал и дергал ее за рукав.
За окном проплывали деревья, дождик моросил, серо было, ну, Ленинград!
Ребенок что-то требовал, или что-то утверждал. И тут вдруг она как развернется от окна к нему, как дернет его за руку на себя, и как прошипит:
— Что ты хочешь от меня?!
Он запнулся.
– Что ты хочешь, я тебя спрашиваю?! Да ты вообще знаешь, кто ты такой?! Ты никто! Понял?! Ты никто-о! – она это выдохнула ему в лицо, просто выплеснула.
Мальчик смотрел на нее и мне показалось, у него дрожит голова. Или это я дрожал. Почувствовал, как потеет спина.
Помню первую мысль: «Неужели это она ему говорит?! О ком она думает в этот момент?!»
— Видеть тебя не могу, — прошептала она.
«Ты же убила его!», — сказал я, но никто меня не услышал.
В маршрутке, как ни в чем не бывало, продолжали дремать люди.
Я сидел, не шевелясь.
А мальчик не плакал. Она отбросила его руку и снова развернулась к окну.
Он уже не бушевал, притих как-то сразу. Смотрел в разорванную спинку сиденья напротив и молчал.
А у меня было желание встать и при всех, вот сейчас, просто разорвать ее на части! Сказать ей: «Это ты никчемная мать! Это ты никто! Ты же убила его!»
Клянусь, я бы сделал это! Только мальчик сдерживал меня.
Я закрыл глаза, стал глубоко дышать, чтобы успокоиться как-то.
А когда открыл их, увидел конфету.
Молодой парень, похоже, студент, такой светлый, кучерявый, в джинсовом костюме, протягивал конфету мальчику.
Он еще встряхнул рукой, сказал:
— Бери, это тебе.
Тот взял. И тут же парень протянул ему вторую конфету. Мальчик помедлил и взял вторую.
Дальше происходило действие, вспоминая которое, я еле сдерживаю слезы.
Мальчик не стал есть, он коснулся маминой руки.
Она не сразу повернула к нему лицо. Но все-таки повернула. И видно хотела добить его.
Но он протягивал ей конфету.
Она посмотрела на него, на конфету, я видел, она недоумевает.
Тогда он вложил ей конфету в руку. Она, как обожглась — быстро вернула ему.
«— Я не хочу», — сказала.
Две конфеты лежали у него на ладони.
Руку он не опускал.
«— Ешь сам», — сказала она и тихо добавила, — Я не хочу… Честное слово.
Тогда он положил конфету к ней на колени.
Никогда не забуду эту паузу. И эту взрослость. Передо мной за несколько минут этих мальчик стал мужчиной, а она из злой, раздраженной ‹…› стала красивой молодой женщиной. Во всяком случае, это я так почувствовал.
Она молчала. Долго-долго молчала. Смотрела на него так, словно только увидела.
Потом обняла.
И он ее обнял.
Потом он развернул конфету и дал ей. И пока она не положила ее в рот, сам не ел.
Вы представляете такое?!
Это был еще один шок, но уже другой.
Я тогда подумал о себе. Я подумал: «Вот ты сидишь, такой праведник, ты хотел встать, обвинить, ты хотел ее «разорвать», переделать. И ты бы ничего не добился, кроме скандала и брани. А этот мальчик, посмотри, насколько он мудр, как он велик, этот мальчик, он взял другим. И пронял до самых печенок, до сердца, до слез.
А еще этот молодой парень, который дал ему две конфеты, — подумал я, — он ведь не просто так дал две».
Я огляделся…
В заднем стекле маршрутки увидел этого молодого парня, он уходил вдаль по «моросящей» улице.
А мама и сын сидели, склонив головы, друг к другу. Как молодые влюбленные!
Тут водитель объявил мою остановку. Я, выходя, дотронулся до руки мальчика. Я этим сказал ему «спасибо».
Не думаю, что он понял, но это и не важно.
Я навсегда запомнил этот урок.
Запомнил-то, запомнил, но должны были пройти годы, чтобы я его осознал.
Что это и есть настоящее воспитание. О котором не все взрослые знают.
Что только примером и воспитывают. Не криком, не обвинениями, не битьем, нет. Только пример работает, больше ничто.
И мальчик этот показал пример. И ей, и мне. И он изменил нас.

"НЕ БУДЬ ПОБЕЖДЕН ЗЛОМ, НО ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ..." (Рим. 12:21)

Назад к содержимому